Правовая основа участия родителей в учебной деятельности детей

Родители обучающихся являются полноправными участниками образовательного процесса. Их правосубъектность в сфере образования определяется Конституцией Российской Федерации (далее – Конституция РФ), Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее – СК РФ), федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, а также уставами образовательных организаций (далее – ОО).

Согласно п.4 ст.43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, должны обеспечивать получение детьми основного общего образования. Данная норма закреплена также в п.2 ст.63 СК РФ – родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка" (п.1 ст.44).
К сведению
Права и обязанности родителей, не предусмотренные нормативными правовыми актами, могут закрепляться в договоре, заключенном с ОО в соответствии с ее уставом.
Таким образом, хотят того родители или нет, но они должны создать условия для того, чтобы их ребенок был физически, нравственно и интеллектуально развит и получил основное общее образование. Чтобы родители могли выполнить обязанности по обучению своих детей, законодательство РФ наделяет их соответствующими правами.

Внимание
Согласно вышеперечисленным нормативным правовым актам родители имеют право:

  • Выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • Осуществлять защиту законных прав и интересов ребенка;
  • Участвовать в управлении ОО;
  • Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • На ознакомление с уставом организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
  • Получать компенсацию части платы, взимаемой за содержание ребенка в дошкольной организации;
  • Оформление договора об оказании ОО платных образовательных услуг;
  • Обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся;
  • Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
  • Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;
  • Дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации.

Несмотря на то, что действующее законодательство никак не поясняет, что следует подразумевать под требованиями "обеспечить получение образования" и "создать условия для получения образования", можно предположить, что родители должны помогать своим детям в освоении образовательной программы, в т.ч. в выполнении домашних заданий.
При этом родителям необходимо учитывать, что действующие на сегодняшний день федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования предусматривают формирование у обучающегося способности к самостоятельной работе в рамках полученных знаний.
К примеру, согласно п.8 ГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, на ступени начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы основы умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку.
Аналогичные положения содержит ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897. Согласно п.9 данного документа личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а согласно п.10 – метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т.ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Следовательно, каждый ребенок в процессе обучения в ОО должен научиться самостоятельно выполнять домашние задания на основе тех знаний, которые получены им на уроке и из учебной литературы.
Таким образом, родители должны понимать, что их помощь в учебе может стать как благом, так и злом для ребенка: если он привыкнет к тому, что дома ему все разъясняют родители(особенно если родители – педагоги), у него не будет стимула добросовестно работать на уроке.
Внимание
Помогать ребенку в выполнении домашних заданий необходимо только на начальном этапе обучения. В средних и старших классах нужно не столько помогать, сколько отслеживать, насколько прилежно он относится к этому процессу. В данном случае речь будет идти исключительно о воспитательной функции, выполнение которой напрямую входит в обязанности родителей. Внушение ребенку важности и необходимости такого занятия, как выполнение домашнего задания, – первоочередная задача семьи.
Родителям также необходимо учитывать, что, помогая ребенку готовиться к урокам, они должны ориентироваться на методику преподавания, которая используется в данном учреждении, а также учитывать требования учителей к выполнению устных и письменных заданий.
И наконец, при оказании ребенку помощи в учебе, родители должны помнить, что согласно п.2 ст.56 СК РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих. Поэтому подходить к совместному выполнению домашних заданий с установкой типа "в школе не понял, дома получит пару подзатыльников и все сразу поймет" категорически запрещено.
При подготовке к урокам родители должны проявлять педагогический такт и выдержку, требуемые от учителя в школе. Если же личные морально-психологические качества им этого не позволяют, помогать ребенку с уроками не нужно. Лучше попросить какого-нибудь другого члена семьи или нанять репетитора.
В противном случае добровольная помощь "через подзатыльник" приведет к тому, что ребенок просто замкнется в себе и вообще перестанет воспринимать все то, что связано с учебой. В результате его оценки начнут снижаться прямо пропорционально количеству полученных шлепков и оскорблений. Те родители, которые действительно заботятся о развитии и образовании своего ребенка, никогда не станут обучать его с применением насилия в любой его форме.
Необходимо помнить, что родители, оказывающие помощь своим детям в учебе, должны руководствоваться известным принципом "не навреди". Ведь иногда благие намерения родителей могут обернуться серьезной трагедией для ребенка, что, в свою очередь, может повлечь за собой не только моральную, но и вполне осязаемую юридическую ответственность для таких "добровольных учителей".
Важно
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в т.ч. при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд (п.2 ст.56 СК РФ)